Рабочая программа по учебному предмету
«Рисование (тифлографика)»
Пояснительная записка.
Обучение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой,
глубокой и ТМНР) тифлографике - одна из важных задач тифлопедагогики. Овладение
тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и
сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая
методикой восприятия и воспроизведения тифлографического изображения, ребенок
расширяет свои познавательные возможности. Тифлографика выполняет важную
компенсаторную роль и предупреждает появление вторичных отклонений в развитии.
Обучение слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой
и ТМНР) тифлографической деятельности открывает большие возможности для
проведения коррекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии
процессов; мышления, формированию представлений. Тифлографическая деятельность
способствует художественному воспитанию незрячих, прививает эстетический вкус,
приобщает их к творческой деятельности.
Цель: обогащение сенсорного опыта слепых обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР), формирование новых способов
познавательной деятельности и преодоление отрицательных последствий нарушенных
функций и нормализации развития детей.
Задачи:
1) овладение элементарными практическими умениями и навыками выполнения
элементарных рельефно-графических изображений;
2) обогащение опыта самовыражения в доступных видах деятельности;
3) воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремление к
познанию, доброжелательности);
4) развитие познавательной активности, формирование у слепых обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями
приемов
познания
предметов
и
явлений
действительности с целью их изображения;
5) развитие сохранных анализаторов к работе на занятиях тифлографикой:
тактильного осязания и мелкой моторики;
6) способствовать совершенствованию речевого опыта слепых обучающихся с
умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР;
7) формирование навыков ориентировки на плоскости.
Предметные результаты:
•
развитие интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
•
развитие
способности
графических изображений;
выполнения
элементарных
рельефно-
•
обогащение опыта самовыражения посредством тифлографики.
Уроки по предмету «Музыка и движение» на 6 году обучения по учебному плану
выделяется 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, длительность урока не более 25
минут.
Тематическое планирование по предмету «Рисование (тифлографика)»
№ урока
Тема урока
Количество
часов
1
Диагностика
1
Раздел «Лепка»
2
Узнавание пластичных материалов (глина, тесто,
3
пластилин)
3
Разминание пластилина (тесто, глина)
3
4
Раскатывание теста (глины) скалкой
2
5
Отрывание кусочка материала от целого куска
2
6
Отщипывание кусочка материала от целого куска
2
7
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)
2
8
Расплющивание материала между пальцами, между
ладонями
Раздел «Рисование»
Чтение точки
Рисование точки грифелем на лавсановой пленке в приборе
«Школьник»
2
Рисование на приборе «Школьник» множества точек,
соединяющихся в линию
Диагностика
6
9
10
11
14
4
6
1