Рабочая программа коррекционного курса _Стимуляция сенсорных и интеллектуальных процессове_ для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодежной политики Свердловской
области
ГБОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Замдиректора по УВР

Директор

________________________

________________________

Стахеева Т.А.
[Номер приказа] от «[число]» Приказ № 1[год] г.

Козионов А.П.
[Номер приказа] от «[число]»
[месяц][год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Формирование навыков социального взаимодействия и социального
поведения, собственной активности стимуляции сенсорных,
перцептивных мнемичесчких и интеллектуальных процессов
для слепого обучающегося с УО (вариант 2)

д. Корзуновка
2023

Пояснительная записка
Обучающиеся с умственной отсталостью в тяжелой степени отличаются
выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению
предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти
и мышления у них отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов
речи. У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи,
ограничено восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание, с трудом
формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Речь невнятная,
косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Дети используют разнообразные
средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности
из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует
решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых
учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная
координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и
установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в
новые условия. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями
координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических
действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У
большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные
со статикой и динамикой тела.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)является развитии личности, формирование общей
культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических
представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Программа по стимуляции сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов
направлена на развитие навыков общения, взаимодействия со взрослым, социальную
адаптацию, а также развитие личностных качеств ребенка с интеллектуальными
нарушениями.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Обучающие:
• Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением
образовательно уровня;
• Коррекция и развитие когнитивной сферы детей;
• Обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу;
• Формирование положительной учебной мотивации;
Развивающие:
• Развитие способностей детей с интеллектуальными нарушениями к установлению
контактов со взрослыми и сверстниками;
• Способствовать личностному развитию;
• Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств.
Коррекционные:
• развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
• развитие зрительного восприятия;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
• формирование и развитие реципрокной координации;
• развитие пространственных представлений;
• развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения
обучающимися
Для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, наиболее типичными
являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных
дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти,
шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень
сформированности навыков самообслуживания у таких детей также развита на низком
уровне. Они часто полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании,
при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений
о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Программа коррекционного курса построена по принципу от простого к сложному.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых
ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются
психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать
свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет
ему лучше ориентироваться в окружающем мире. В ходе каждого занятия происходит
активизация мыслительных процессов.
Основные направления коррекционной работы:
• совершенствование движений сенсорного развития;
• коррекция отдельных сторон психической деятельности;
• развитие различных видов мышления;
• коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи и овладение техникой чтения;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
• развитие мотивов межличностных отношений.
На коррекционных занятиях необходимо развивать различные виды памяти, внимание,
восприятие и воображение. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с
умственной отсталостью выражается в несформированности практически всех
мыслительных операций. Решение мыслительных задач выполняются с опорой на
наглядность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Коррекция двигательного развития связана с овладением навыков
простых движений – хватательных движений, точности движений, координации движений
рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с
помощью мимики и жестов.
Описание места коррекционного курса «Формирование навыков социального

взаимодействия и социального поведения, собственной активности
стимуляции сенсорных, перцептивных мнемичесчких и интеллектуальных
процессов» в учебном плане
Занятия проходят 0,5 часов в неделю. Программа реализуется в течении
учебного года. Общее количество часов в год: 17 часов.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Ожидаемый результат: в силу своих психофизических возможностей обучающиеся
с тяжелой умственной отсталостью могут освоить небольшой объем учебных действий,

поэтому в качестве оценки эффективности освоения курса рассматриваются
предполагаемые результаты обучения. Обучающиеся могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью; определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и
знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о
дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об
изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов;
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила
поведения;
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
- Использование доступных жестов для передачи сообщения;
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира
и деятельность человека;
- Умение использовать усвоенный словарный или жестовый материал в коммуникативных
ситуациях;
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
- Формирование навыка копирования с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с другими людьми:
- ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
- адекватно использовать ритуалы учебного поведения,
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по комнате, находить необходимые предметы.
Содержание курса коррекционных занятий
Программа стимуляции сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное
содержание:
Основные разделы программы включают упражнения и задания, направленные на
развитие сенсорно-перцептивных процессов (зрительного, слухового, кинестетического
восприятия, восприятие запаха и вкуса), интеллектуальных процессов (различных видов
мышления, памяти, внимания, воображения).
Сенсорное восприятие

Тактильно-двигательное восприятие, развитие моторики. Развитие крупной моторики.
Бросание в цель. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Определение на ощупь
величины предмета (большой – маленький – самый маленький).Определение на ощупь
плоскостных фигур и предметов
1.Зрительное восприятие включает в себя способность фиксировать взгляд на лице, на
неподвижном светящемся предмете, прослеживать взглядом за движущимся объектом,
узнавание цвета объектов.
2. Слуховое восприятие включает в себя ориентировку на неподвижный источник звука, на
перемещающийся звук, на соотнесение звука с его источником, нахождение одинаковых по
звучанию объектов.
3. Кинестетическое восприятие подразумевает развитие эмоционально-двигательных
реакций на прикосновения человека, материалов, на вибрацию, на положение частей тела;
различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.
4.Восприятие запаха и вкуса - узнавание (различение) объектов по запаху и вкусу (лимон,
банан, хвоя, кофе и др.)
Развитие познавательной сферы:
1. развитие зрительной и слуховой памяти;
2. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина, размер, материал, назначение, использование);
3. развитие пространственных представлений и ориентации;
4. развитие устойчивости, переключения внимания, объёма внимания и памяти;
Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков ориентировки на образец;
2.развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения простейшими
родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
6. развитие наглядно-действенного мышления;
7. развитие наглядно-образного мышления.
Умственное развитие
Развитие психофизических функций. Ориентировка в пространстве, плоскости и
времени.
- Схема своего тела
- Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА,
В, ПОД, ЗА, НАД.
- Определение направления местонахождения предметов по отношению к себе «Что где
находится?». (количество предметов 1-5).
- Передвижение в заданном направлении. «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Найди
предмет».
- Расположение предметов на плоскости в указанном направлении (вверху, внизу, слева,
справа, за, под, перед, около).
-Складывание разрезных картинок, кубиков.
Игры и упражнения, используемые при проведении занятий
Развитие
анализаторов:
зрительно-пространственных,
слуховых,
кожноосязательных, кожно-мышечных.
- Упражнения на формирование умения идти по указанию взрослого по направлению к
предмету.

- Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному
обозначению.
- Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух
и на ощупь. Игры «Чудесный мешочек», «Узнай предмет», «Что изменилось» и т.д.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
-Упр. на регуляцию мышечного тонуса рук.
-Упр. на развитие кинестетической основы движений рук.
-Упр. на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно
организованных движений.
Развитие познавательных процессов. Развитие наблюдательности при восприятии
(цвета, формы, времени) различного материала.
- «Что изменилось?».
- Составление узоров из фигур, чередующихся по форме, цвету, величине; «парадов» из
изображений предметов.
- Классификация предметов по форме, цвету, величине.
- Выкладывание изображений из геометрических фигур и счётных палочек.
Развитие памяти (зрительной, слуховой)
- Игра «Что изменилось?».
- Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова».
- «Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу родных)
- Развивающая игра на обучение распознаванию различных звуков, соотносить их с
предметами; учить звукоподражанию.
- Узнать предмет в рисунке.
- Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади).
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».
Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез,
сравнение, обобщение).
- Игры «Четвёртый лишний», «Что лишнее?», «Продолжи ряд».
- Картинки с изображением нелепых ситуаций. «Что не правильно?».
- Дорисовывание геометрических фигур до изображения «На что это похоже».
- Серии картинок, связанных одним сюжетом.
Методы и формы реализации программы
• Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов
положительного воздействия арт – методов на детей являются терапевтические отношения,
благодаря которым ребенок ощущает себя в безопасности, выражает себя более смело,
развивает коммуникативные способности и получает опыт принятия и поддержки. Во
многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации,
позволяя ребенку восполнять дефицит общения и построить более гармоничные
взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами
снимает эмоциональное напряжение
• Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно –
действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной
компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций.
Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных
способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное
формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе
подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил,
регулирующих поведение в игровой команде.
• Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная
цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других,
снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Тематическое планирование
Тема, раздел
Количество
Основные виды учебной
часов
деятельности
Развитие сенсорного
5
восприятия
Развитие крупной моторики. 0,5
Работа в паре со взрослым,
Бросание в цель мяча
выполнение упражнений с
мячами разного размера
Развитие мелкой моторики
0,5
Фиксация взгляда на
пальцев рук. Пальчиковая
движениях рук при
гимнастика
выполнении упражнений
Определение на ощупь
0,5
Работа в паре: определение
величины предмета (большой
величины мячей разных
– маленький – самый
размеров;
маленький)
выкладывание фигур по
размеру, выполнение
Определение на ощупь
0,5
упражнений
плоскостных фигур и
предметов
Развитие согласованности
0,5
Работать в паре: сотрудничать
движений верхних и нижних
в ходе решения задач,
конечностей
фиксировать взгляд, диалог;
выполнение упражнений
Отслеживание взглядом
0,5
Работа в паре, выполнение
движений рук
упражнений на раздаточном
материале
Дидактическая игра «Что
0,5
Работа в паре, выполнение
изменилось» (3-4 предмета)
упражнений на раздаточном
материале
Выделение и различение
0,5
Работа в паре, выполнение
звуков окружающей среды
упражнений, слушание
(стон, звон, гудение,
различных звуков
жужжание)
Различение музыкальных
0,5
Работа в паре, выполнение
звуков и звуков окружающей
упражнений, слушание
среды (шелест листьев, скрип
различных звуков
снега, шум шин).
Различение речевых и
0,5
Работа в паре, выполнение
музыкальных звуков
упражнений, слушание
различных звуков
Дидактическая игра «Кто и
0,5
Работа в паре, выполнение
как голос подает»
упражнений, слушание
различных звуков
Движение в заданном
0,5
Работа в паре, выполнение
направлении в пространстве
упражнений, ориентировка в
пространстве
Определение расположения
0,5
Работа в паре, выполнение
предметов в помещении
упражнений, ориентировка в
пространстве
Знакомство с основными
1
Различение предметов разных
цветами (красный, желтый,
цветов
зеленый, синий, черный,
белый)
2. Развитие познавательной
сферы

Составление целого из
частей (2-3 детали) на
разрезном наглядном
материале
Расположение предметов на
листе бумаги в заданной
последовательности
Формирование
представлений о величине
(большой – маленький)
Формирование
представлений о высоте
(высокий – низкий)
Формирование
представлений о цвете
(красный, синий)

1

Работа в паре, выполнение
упражнений по складыванию
предметов (группировка)

1

Формирование понятий
«лево»-«право», «верх»«низ»
Развитие слуховой памяти
«Какой звук?»
Развитие зрительной памяти.
Игра «Чего не хватает?»

1

Работа в паре, выполнение
упражнений, ориентировка в
пространстве
Различение предметов по
размеру на примере мячиков,
кубиков, колец пирамидки
Сравнение предметов по
высоте, нахождение равных по
высоте предметов
Работа в паре со взрослым,
различение основных цветов,
нахождение предметов,
похожих на заданный цвет.
Ориентировка в пространстве
комнаты

23

Развитие мелкой моторики

1

24

Знакомство с
геометрическими
плоскостными фигурами
(круг, квадрат, треугольник)
Знакомство с
геометрическими объемными
фигурами (шар, кубик)
Классификация предметов по
цвету.
Выявление закономерности
расположения предметов и
фигур
Концентрация внимания на
звучащем предмете.
Развитие внимания. Игра
«Найди игрушку»

1

Выделение существенных и
второстепенных признаков.
Игра «Догадайся кто это»
Нахождение
закономерностей

1

Выполнение действий по
образцу. Игра «Делай как я».

1

15

16

17

18

19

20

21
22

25

26
27

28
29

30

31

32

1

1

1
1

Запоминание звучания разных
предметов
Фиксация взгляда на
предметах, узнавание
знакомых фигур
Складывание предметов в одну
группу
Разделение фигур на части по
форме

1

Разделение объемных фигур на
части по форме

1

Распределение предметов на
группы по цвету
Расположение предметов в
порядке увеличения размера

1

1
1

1

Формирование и развитие
параметров внимания
Поиск игрушки среди группы
предметов, развитие
устойчивости и концентрации
внимания
Соотнесение игрушки и ее
изображения на картинке.
Выкладывание кубиков,
игрушек в определенной
последовательности
Работа в паре со взрослым.
Складывание пирамидки.

33

Составление фигур из
палочек

1

Работа в паре со взрослым
Развитие наглядно-образного
мышления

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-технические условия.
1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия,
литература и т.д.).
3. Материалы для занятий: бумага, цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки
шариковые; бумага для ксерокса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».