окружающий природный мир

Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на
формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой,
неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты
неживой природы".
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о
явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето,
осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и
животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи
между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения
и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена
растений. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему".
Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где
растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб,
мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их
различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает
представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка,
жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает
постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение
грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения
грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва,
семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного
вместе с обучающимися в ходе экскурсий); муляжи овощей, фруктов; аудиоматериалы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река,
водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях,
их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия
"полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным;
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
Уроки по предмету «Окружающий природный мир» на 6 году обучения по учебному плану
выделяется 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, длительность урока не более 25 минут.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ урока
Тема урока
Количество
часов
1
Диагностика
1
Раздел «Растительный мир»
2
Узнавание растений (дерево, куст, трава)
2
3
Узнавание фруктов по вкусу, запаху (яблоко, лимон,
2
апельсин)
4
Узнавание овощей (лук, огурец, помидор)
2
5
Узнавание ягод (малина. Смородина, клюква)
2
Раздел «Животный мир»
6
Узнавание домашних животных (кошка, собака, корова)
2
7
Узнавание диких животных (заяц, волк, медведь)
2
8
Узнавание птиц (ворона, голубь, лебедь)
2
9
Узнавание животных, обитающих в природных зонах
2
холодного пояса (пингвин, тюлень, морж)
10
Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, гусенок,
2
утенок)
11
Знакомство с рыбами
2
12
Узнавание насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муха, комар,
2
пчела, таракан)
13
Узнавание водоема (пруд, река)
2
14
Узнавание частей суток
2
15
Узнавание дней недели
2
16
Различие выходных дней
2
17
Узнавание явлений природы (дождь, гром, снег, ветер)
2
18
Диагностика
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».