Рабочая программа коррекционного курса
"Двигательное развитие"
Пояснительная записка.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций
органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорнодвигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной
деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта,
поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся
движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение
новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств
реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях,
которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и (или) учитель адаптивной
физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно
связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело
обучающегося фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые
снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное
положение обучающегося в пространстве и возможность реализации движений. Придание
правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и
вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа
организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врачаортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и
поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения
обучающегося самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям
самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Техническое оснащение курса включает: мягкие формы и приспособления для придания
положения лежа, сидя, стоя; ограничители; гимнастические мячи различного диаметра, коврики,
тренажеры.
Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» на 6 году обучения по учебному
плану выделяется 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год, длительность урока не более
15 минут.
Тематическое планирование по предмету «Двигательное развитие»
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на 1
боку)
2
Наклоны головы
1
3
Повороты головы
1
4
5
6
7
8
9
10
11
Выполнение движений руками вперед, назад, вверх, в 1
стороны
Сгибание и разгибание пальцев рук
1
Сгибание пальцев в кулак и разгибание
1
Бросание мяча двумя руками
1
Поворот со спины на живот
1
Поворот с живота на спину
1
В положении сидя поворот направо, налево
1
В положении сидя наклон направо, налево
12
13
14
15
16
17
Вставание на четвереньки
Ходьба по ровной горизонтальной поверхности
Ходьба по наклонной поверхности
Ходьба широким шагом
Ходьба по лестнице вверх-вниз
Бег в равномерном темпе
1
1
1
1
1
1