Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
Пояснительная записка.
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими
людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений
о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в
процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья",
"Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
Раздел "Представления о себе" включает следующее содержание: представления о своем
теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни
(режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика
болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, возрастных изменениях.
Раздел "Гигиена тела" включает задачи по формированию умений умываться, чистить зубы.
Раздел "Обращение с одеждой и обувью" включает задачи по формированию умений
ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии
предметов одежды. Раздел "Прием пищи" предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой. Задачи по формированию
навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел "Туалет". В рамках раздела "Семья"
предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и
нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для
обучающегося являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный
приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание,
общаться и взаимодействовать с ними.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,
например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки.
После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо,
чистить зубы.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и
родителей (законных представителей). Работа, проводимая в образовательной организации,
должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для
совершенствования навыков самообслуживания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Человек".
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Соотнесение себя со своим именем.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли.
Уроки по предмету «Человек» на 6 году обучения по учебному плану выделяется 1 час в
неделю, что составляет 34 часа в год, длительность урока не более 25 минут.
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тематическое планирование по предмету «Человек»
Тема урока
Количество
часов
Диагностика
1
Раздел «Представление о себе»»
Идентификация себя как мальчика
2
Узнавание частей тела (голова, руки, ноги, туловище)
3
Раздел «Гигиена тела»
Соблюдение последовательности действий при мытье рук
2
Соблюдение последовательности действий при чистке
зубов
Раздел «Обращение с одеждой и обувью»
Узнавание предметов одежды: куртка, шапка, варежки
Узнавание предметов одежды (свитер, брюки, носки,
кофта)
Раздел «Туалет»
Знак или жест сходить в туалет
Спускание и одевание одежды
Раздел «Прием пищи»
Сообщение о желании попить
Питье из кружки
Сообщение о желании поесть
Еда ложкой
Раздел «Семья»
Узнавание членов семьи
Диагностика
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
1