Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к
воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и
способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного
систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слуховое восприятие",
"Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений
обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои
ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше
ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее: оборудованную сенсорную комнату, игрушки и предметы со звуковыми
эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.
Занятия по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» на 6 году обучения по
учебному плану выделяется 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год, длительность
урока не более 15 минут.
Тематическое планирование по предмету «Сенсорное развитие»
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Раздел «Слуховое восприятие»
1
Локализация
неподвижного
источника
звука, 2
расположенного на уровне уха
2
Прослеживание за близко расположенным источником звука 2
3
Нахождение одинаковых по звучанию объектов
2
Раздел «Кинестетическое восприятие»
4
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение
1
5
Реакция на соприкосновение с металлом, бумагой, 4
пластмассой
6
Реакция на вибрацию
1
7
Реакция на давление на поверхность тела
1
Раздел «Восприятие запаха»
8
Реакция на запах лимона
1
9
Реакция на запах хвои
1
10
Реакция на запах кофе
1
11
Диагностика
1