речь и альтернативная коммуникация

Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Пояснительная записка.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП
затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу
артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У
обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами,
отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и
использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих
обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что
понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению
ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку
пределах, организованное включение в общение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация»
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный
лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: мотивы
коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах
детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Начальные навыки чтения и письма.

Уроки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 6 году обучения по учебному
плану выделяется 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, длительность урока не более 25
минут.

Тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ урока
Тема урока
Количество
часов
1
Диагностика
1
Раздел коммуникация с использованием вербальных средств.
2
Установление контакта с собеседником: установка
1
контакта, учет эмоционального состояния. Приветствие
собеседника звуком
3
Привлечение к себе внимания звуком (словом,
2
предложением). Выражение своих желаний звуком.
4
Выражение согласия (несогласия) звуком.
2
5
Выражение благодарности звуком
2
Раздел коммуникация с использованием невербальных средств.
6
Выражение мимикой согласия (несогласия) удовольствия
2
(неудовольствия), приветствия (прощания), своих желаний.
7
Привлечение внимания звучащим предметом;
2
удовольствия (неудовольствия).
8
Выражение мимикой согласия (несогласия) удовольствия
2
(неудовольствия), приветствия (прощания), ответы на
вопросы.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
9
Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
2
баба, дядя, тетя)
10
Реагирование на собственное имя
2
11
Узнавание имен членов семьи, учителя
2
12
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
2
игрушка, одежда, обувь, животные)
13
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить,
1
есть, сидеть, ходить)
14
Понимание слов, обозначающих признак действия (громко,
1
тихо, плохо, хорошо, весело, грустно)
15
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я,
1
он, мой, твой)
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Экспрессивная речь.
16
Название отдельных звуков
2
17
Звукоподражание
2
Чтение и письмо
18
Слушание произведений устного народного творчества
4
(сказки, былины, потешки)
19
Диагностика
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».