Рабочая программа коррекционного курса
"Предметно-практические действия"
Пояснительная записка:
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных
и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий
происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой
связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с
формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются
в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами",
"Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем
используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой
и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно практические
действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной
фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Занятия по коррекционному курсу «Предметно-практическое действия» на 6 году обучения
по учебному плану выделяется 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год, длительность
урока не более 15 минут.
Тематическое планирование по предмету «Предметно-практические действия»
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Раздел «Действия с материалами»
1
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета) 2
двумя руками
2
Разрывание материала (бумага. вата) двумя руками
2
3
Размазывание материала (тесто, глина, пластилин) двумя 2
руками
4
5
6
7
8
9
Разминание материала двумя руками (тесто, пластилин, 2
глина)
Раздел «Действия с предметами»
Захватывание (шарика, кубика)
2
Удержание шарика, кубика
2
Отпускание шарика, кубика
2
Встряхивание игрушки, издающего звук
2
Диагностика
1