окружающий социальный мир

Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
Пояснительная записка.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты
питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком",
"Транспорт", "Страна".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном крае, в котором
он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными
объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять
их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между
ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится
соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами)
и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях:
избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно
сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание
материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования
представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность",
"Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда",
расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе,
вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
натуральные объекты, муляжи. Кроме того, используются аудиоматериалы и другой материал.
По возможности, используются технические и транспортные средства.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий социальный мир":
1) Представления о мире, созданном руками человека.
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель",
"повар", "врач", "водитель");
3) Развитие межличностных и групповых отношений:

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки,
гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия
Уроки по предмету «Окружающий социальный мир» на 6 году обучения по учебному плану
выделяется 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, длительность урока не более 25 минут.
Тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир»
№ урока
Тема урока
Количество
часов
1
Диагностика
1
Раздел «квартира, дом, двор»
2
Знакомство с частями дома (крыша, стена, окно)
3
3
Знакомство с помещениями в квартире (ванная комната,
2
туалет, кухня, спальня, гостиная)
4
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире
2
(батареи, печь, розетка, свет)
Раздел «Продукты питания»
5
Узнавание напитков на вкус и запах (молоко, чай)
1
1

8

Узнавание мучных изделий (хлеб, булочки)
Раздел «Предметы быта»
Знакомство с электроприборами (телевизор, утюг,
микроволновая печь)
Узнавание предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф)

9

Знание назначения мебели

2

10
11

Раздел «Школа»
Узнавание помещений в учреждении
Знание распорядка дня

2
2

6
7

13

Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется,
намокает)
Знакомство с предметами из бумаги (салфетка, коробка,
книга)
Знакомство с предметами, изготовленных их ткани (штора,
покрывало, постельное белье)
Раздел «Населенный пункт»
Знакомство с инфраструктурой деревни (магазин, почта,
больница)
Знакомство с профессиями (продавец, почтальон, врач)

14

Диагностика

12
13
14

12

3
2

2
2
2

3
3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».