Рабочая программа по черчению 8 класс 2023-2024 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для обучающихся 1-4 классов

д. Корзуновка, 2023

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета:
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего
мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженернотехнических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских
способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках
математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине
совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и
конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на год обучения,
один час в неделю. Всего за год 34 часа.

Внедрение стандартов второго поколения в образовательный процесс.
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ общего образования. Они представляют
собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что
обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (п. 9) устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и
познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета. Опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Перечень индивидуальных графических работ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную
надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся
половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата
А4. Масштаб изображения 2:1.
3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте
аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их.
Ответьте на вопросы.
4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования
для построения главного вида указано стрелкой.
6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с
натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
Требования к знаниям и умениям и учащихся, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
o анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
o осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
o читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
o анализировать графический состав изображений;
o выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
o читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
o проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
o приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Оценка знаний и умений учащихся по черчению:
Нормы оценок при устной проверке знаний
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает
изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные
знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с
небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений
усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств
наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь,
чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после
замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью
учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Содержание учебного предмета
Введение (2 ч)
Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертеж. Эскиз, технический рисунок, набросок,
техническая иллюстрация. Схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак. Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.
Техника черчения и правила выполнения чертежей (7 ч)
Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные
правила выполнения чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Нанесение размеров на чертежах. Масшабы
чертежа. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружностей на равные части.
Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Перспектива и аксонометрия (7 ч)
Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости проекции – комплексный чертеж. Основные виды – спереди, сверху, слева. Построение третьего вида по двум
данным. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических тел. Нахождение
на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета.
Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата. Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива. Параллельные проекции и аксонометрия. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. построение
аксонометрических проекций плоских фигур. Построение изометрической проекции окружности – эллипса или овала.
Технический рисунок (10 ч)
Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба. Техника затенения. Выполнение технических рисунков геометрических тел. Выполнение набросков.
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм (2 ч)
Определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального производства
Формы и формообразование. Эскизы предметов (6 ч)
Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры формы и положения. Образование простейших геометрических
тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и пространственных форм. Анализ форм.
Изготовление форм из бумаги по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа.

№
1
2
3
4
5

6

8 класс
(1час в неделю, всего 34 часа)
Тема
Кол-во часов
Примечание
Введение
2
Основная задача – пробудить и развить интерес к
черчению
Техника черчения и правила выполнения чертежей
7
Самое трудное – преодолеть отсутствие аккуратности и терпения у некоторых учащихся
Метод проецирования. Ортогональное проецирование
7
Перспектива – на уровне начального знакомства
и комплексные чертежи. Перспектива и аксонометрия.
Технический рисунок
10
Различные приемы светотеневой обработки
Развертки поверхностей, ограничивающих геометри2
Наибольший интерес у учащихся вызывает изгоческие тела и предметы простых форм
товление звездчатых многогранников по их разверткам
Формы и формообразование. Эскизы предметов
6
Активно применять моделирование из бумаги и
других подручных материалов
Календарно- тематическое планирование

№

Тема урока

п\п

Ко
л
час

Планируемые предметные результаты

Тип
урока
предметные

1

Чертежные
инструменты,
материалы,
принадлежности.

1

изучение
нового материала

2

Практическая
работа

1

комбинированный

3

Понятие о стандартах ЕСКД.

1

Метапредметные (УУД)

Личностные результаты

ВВЕДЕНИЕ
Формирование понятия о тиР: Проговаривать последовательность Пробудить и развить интепах графических изображедействий на уроке; Учиться работать рес к черчению
ний: чертежи, развертки, схепо предложенному учителю плану;
мы – их особенности в переУчиться отличать выполненное зададаче информации.
ние от неверного

Приемы вычерчивания прямых линий., параллельных
прямых, окружностей.

Развить наблюдательно-

сти, самостоятельности,
аккуратности и точности
в работе

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ И ПРАВИЛА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
комГрафическая работа «Линии
П: Ориентироваться в системе зна- Развить наблюдательнобинисти, аккуратности и точ-

формы
контроля
устный
опрос

Практическая
работа

устный

Формат, рамка,
основная
надпись.

рованный

чертежа».Вычер чивание рамки, построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей в
соответствии с требованиями
ЕСКД.

4

Линии чертежа.
Графическая
работа «Линии
чертежа»

1

практическая
работа

5

Чертежный
шрифт

2

изучение
нового материала

Графическая работа«Чертежный шрифт» Знакомство с параметрами чертежного шрифта, правилами
написания, конструкцией прописных и строчных букв

6

Нанесение размеров

1

индивидуальная
работа

Упражнения в написании знаков, нанесении размеров,
стрелок, проведении размерных и выносных линий.

7

Масштабы

1

индивидуальная
работа

Знакомство с видами масштабом, способами их применения

8

Графическая
работа «Чертеж
плоской детали»

1

практическая
работа

Закрепление навыков построения плоской детали с применением знаний построения
детали в масштабе и нанесения размеров.

ний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию
до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать.
Уметь согласованно работать в группе
Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию
К.: Донести свою позицию до собеседника. Оформить свою мысль в
устной или письменной форме.

ности в работе

опрос

Развить наблюдательно-

Графическая
работа

Трудное - преодолеть отсутствие аккуратности и
терпения у некоторых
учащихся

устный
опрос

Содействовать развитию
технического мышления,
познавательных способностей учащихся.

самостоятельная
работа

Развивать технического
мышления, познавательных способностей учащихся.

устный
опрос

Пробудить и развить интерес к работе «Чертеж плоской детали»

Графическая
работа

сти, самостоятельности,
аккуратности и точности
в работе

ЧЕРТЕЖ В СИСТЕМЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
9

Способы проецирования.

1

изучение
нового материала

Сравнительный анализ проекционных изображений (перспективных, ортогональных,
аксонометрических).

Уметь слушать и понимать высказы- Пробудить и развить интевания собеседников; Уметь вырази- рес к теме урока
тельно читать; Уметь согласованно
работать в группе

устный
опрос

П: Ориентироваться в системе зна- Развить наблюдательноний; Делать предварительный отбор сти, самостоятельности,
источников информации; Добывать аккуратности и точности
новые знания, находить ответы на в работе
вопросы, используя учебник; ПереракомПостроение проекции предме- батывать полученную информацию; Развить наблюдательноПреобразовывать информацию из од- сти, самостоятельности,
бини- та с натуры на две и три
ной темы в другую
плоскости проекций.
роаккуратности и точности
К: Донести свою позицию до собе- в работе
ванседника. Оформить свою мысль в
ный
устной или письменной форме. Уметь
слушать и понимать высказывания
собеседников; Уметь согласованно
работать в группе
АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК.

самостоятельная
работа

1

комбинированный

Отработка навыков получения
геометрических проекций,
развитие умений строить оси с
использованием различных
чертежных принадлежностей,
умения работы с рейсшиной.

Перспектива – на уровне
начального знакомства

работа
с проекциями

Аксонометрические проекции
предметов,
имеющих круглые поверхности

1

комбинированный

техническая проработка построения аксонометрических
проекций различных геометрических тел.

Перспектива – на уровне
начального знакомства.
Развитие мышления

техническая
проработка

14

Графическая
работа №2
«Чертеж детали»

1

практическая
работа

Пробудить и развить интерес к работе «Чертеж детали»

самостоятельная
работа

15

Аксонометрические проекции
предметов с цилиндрическими
элементами

1

комбинированный

Графическая работа
«Аксонометрические проекции». Построение аксонометрической проекции тела вращения в фронтальной диметрической и изометрической
проекциях.
Техническая проработка правил построения эллипса в
изометрической и диметрической проекциях.

Техническая проработка
правил построения эллипса

Техническая
проработка

10

Проецирование
на одну и две
плоскость проекций.

1

11

Проецирование
на три плоскости проекций.
Расположение
видов на чертеже. Местные
виды

1

12

Аксонометрические проекции
деталей. Аксонометрические
проекции плоских фигур

13

комбинированный

Построение проекции предмета с натуры на одну плоскость
проекций.

Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К: Донести свою позицию до собеседника. Оформить свою мысль в
устной или письменной форме. Уметь
слушать и понимать высказывания
собеседника. Уметь выразительно
читать; Уметь согласованно работать
в группе
Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного

устный
опрос

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
16

Технический
рисунок. Приемы от руки и на
глаз.

1

изучение
нового материала

Отработка способов построения технического рисунка детали, знакомство с его назначением

К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать.
Уметь согласованно работать в группе

Знать способов построения
технического рисунка детали, знакомство с его
назначением

устный,
письменный
опрос

17

Анализ геометрической формы
предмета.

1

комбинированный

Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических
изображениях. Отработка
навыков информационного
анализа геометрических тел

Знать язык черчения

устный,
письменный
опрос

18

Чертежи и аксонометрические
проекции геометрических
тел.

1

комбинированный

Анализ содержания геометрических тел: состав, структура,
размеры - представленных на
графических изображениях.

Уметь анализировать содержания геометрических
тел: состав, структура, размеры - представленных на
графических изображениях.

устный,
опрос

19

Проекции вершин, ребер, граней предмета.

1

комбинированный

Отработка навыков проецирования вершин, граней и точек.

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию
до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать;
Уметь согласованно работать в группе

межпредметный результат

устный,
опрос

2021

Порядок построения изображений на чертеже.

2

комбинированный

Анализ содержания геометрических тел: состав, структура,
размеры - представленных на
графических изображениях.

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из од-

Анализ содержания геометрических тел: состав,
структура, размеры - представленных на графических
изображениях.

Анализ
изученного
материала

22

Нанесение размеров с учетом
формы предмета.

1

комбинированный

Выполнение чертежа предложенной модели и нанесение
размеров с учетом формы
предмета

23

Простейшие
геометрические
построения

1

комбинированный

Построение параллельных и
перпендикулярных прямых,
деление отрезка прямой на
равные части, построение и
деление углов, деление
окружности на равные части,
построение правильных многоугольников.

24

Геометрические
построения. сопряжения.

1

комбинированный

Построение сопряжений прямого, острого и тупого углов.
Сопряжение двух параллельных прямых. Построение
внутреннего и внешнего сопряжения окружностей.

25

Графическая
работа «Чертеж
детали с элементами сопряжения»

1

Графическая работа «Чертеж
детали с использованием геометрических построений»

ной темы в другую
Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию
до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников. согласованно работать в группе
Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую

Уметь выполнить чертеж
предложенной модели и
нанесение размеров с учетом формы предмета

устный,
опрос

Наибольший интерес у
учащихся вызывает изготовление звездчатых многогранников по их разверткам

самостоятельная
работа

Знать построение сопряжений прямого, острого и тупого углов. Сопряжение
двух параллельных прямых. Построение внутреннего и внешнего сопряжения окружностей.

контроль
за выполнение
работы

Пробудить и развить интерес к работе «Чертеж детали с элементами сопряжения»

Графическая
работа

РАЗВЕРТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ПРЕДМЕТЫ ПРОСТЫХ ФОРМ
26

Чертежи и развертки куба,

1

комбини-

Анализ формы геометрического тела,

К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести

Творческая работа

Анализ

параллелепипеда и призмы

27

Чертежи и развертки цилиндра, конуса, пирамиды

1

рованный

анализ геометрической формы
предмета, расчет площади фигуры развертки. Освоение метода графического отображения формы поверхности (оболочки) предмета

комбинированный

Техническая отработка построения развертки геометрического тела.

свою позицию до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать.
Уметь согласованно работать в группе

формы
геометрического
тела
Творческая работа

Техническая
отработка

Формы и формообразование. Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи. Эскизы предметов.
28

Форма и ее виды. Порядок
чтения чертежей
деталей

1

изучение
нового материала

Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических
изображениях. Отработка
навыков информационного
анализа геометрических тел

29

Моделирование
по чертежу

1

практическая
работа

30

Чтение чертежей деталей

1

индивидуальная
работа

Графическая работа
«Моделирование»
Выполнение различных графических операций с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение
положения в пространстве)
Чтение чертежа детали. Зачет
по индивидуальным работам.

Практическая
работа «Чтение
чертежей»

1

31

практическая
работа

Закрепление навыков выполнения и чтения чертежей деталей.

П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К.: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию до собеседника;
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме; Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников; Уметь выразительно читать;
Уметь согласованно работать в группе
Р: Проговаривать последовательность
действий на уроке; Учиться работать
по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
П: Ориентироваться в системе знаний; Делать предварительный отбор
источников информации; Добывать
новые знания, находить ответы на
вопросы, используя учебник; Перера-

Презентация

контроль
за
чтение
чертежей

Знать различные приемы
светотеневой обработки

контроль
за выполнение
работы

Уметь читать чертежей деталей

контроль
за
чтение
чертежей

Развивать знание, умение,
навыков у учащихся при
выполнении и чтении чертежей деталей

самостоятельная
работа

32

Понятие об эскизах

3334

Графическая
работа (контрольная) «Чертеж детали»

2

изучение
нового материала

Отработка способов построения эскиза детали, знакомство
с его назначением.

групповая
работа

Работа по карточкамзаданиям.
Обобщение и закрепление
знаний, полученных при изучении курса в 8 классе.

батывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
К: Уметь пользоваться основными
понятиями по черчению. Донести
свою позицию до собеседника.
Оформить свою мысль в устной или
письменной форме. Уметь слушать и
понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать.
Уметь согласованно работать в группе

Отработка способов построения эскиза детали,
знакомство с его назначением.

устный,
опрос

Контроль знаний

групповая
работа

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 9 кл. – Москва, изд-во «Дрофа» 2019 г.
2. Вишнепольский И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2011 г.
3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2009 г.
Лист регистрации изменений к рабочей программе
учитель ________________________________________________
(Ф.И.О. учителя)
№

Дата измене-

п/п

ния

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».