Рабочая программа Родной язык (русский) 1-4 класс

РАБОЧАЯ П МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной (русский) язык»
для обучающихся 1-4 классов

д. Корзуновка, 2023-2027 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
родного языка, а также подходы к отбору содержания, характеристику
основных содержательных линий, место учебного предмета «Родной язык
(русский)» в учебном плане.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в части
требований.
Целями изучения русского родного языка являются:


осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных
ценностей русского народа;



понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры
и традиций своего народа, осознание национального своеобразия
русского языка;



формирование познавательного интереса к родному языку и желания его
изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства Российской
Федерации, о месте русского языка среди других языков народов
России;



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в
рабочей программе, соответствует ФГОС НОО, Примерной основной
образовательной программе начального общего образования и рассчитано на 16
часов в 1 классе, по 17 часов во 2, 3 и 4 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (16 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки
и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
обозначающие
предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша,
щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки) — какие из них
сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия

труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со
своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание.
Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок,
в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения
в учебно-научной коммуникации: формы обращения; различение этикетных
форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание
текстов-повествований:
заметки
о
посещении
музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее
существенных фактов; установление логической связи между фактами.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные
с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,
правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли,

гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих
имени и фамилии. (Приобретение опыта поиска информации
о
происхождении слов.)
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имён существительных
(например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое
овладение нормами правильного и точного употребления предлогов,
образования предложно-падежных форм существительных (на практическом
уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и
художественных текстов или их фрагментов.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
качествами
и
чувствами
людей
(например,
добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
родственные от- ношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица,
мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т.
д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение

фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но раз- личную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение
толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция
заголовков. Типы заголовков.
Соотношение
частей
прочитанного
или
прослушанного
текста:
установление причинно-следственных отношений этих частей, логических
связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделённого на
абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица.
Создание
текста
как
результата
собственной
исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной (русский) язык»
1 класс
1. В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ,
включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв,
отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему
предложений и рукописного, и печатного шрифтов.
2. В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под
диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание
слова не расходится с произношением.
3. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие
каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии.
4. Высокому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца
соответствует письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2
недочета.
Среднему уровню развития навыка списывания текста с печатного образца
соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 3 и не более 3
недочетов.
Низкому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца следует
отнести письмо, которое в целом, не соответствует перечисленным выше требованиям,
небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу недочетов относятся:
 искажение формы букв;
 несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
 наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
 выход за линию рабочей строки, не дописывание до нее;
 крупное и мелкое письмо;
 отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и
словами.
2-4 классы
Диктанты
Оценка «5»: ошибок нет, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в
соответствии с требованиями письма.
Оценка «4»: допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов; работа
выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3»: допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов; работа написана
небрежно.
Оценка «2»: допущено 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов; работа
написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
 нарушение правил орфографии при написании слов;
 неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
 пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
 замену слов (более одного);
 отсутствие знаков препинания в пределах изучения программы данного класса.
За ошибку в диктанте не считаются:
 ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;



единичный пропуск точки в конце предложения,
если
первое слово следующегопредложения
записано с заглавной буквы;



единичный случай замены одного слова другим без искажения
смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
 два исправления;
 две пунктуационные ошибки;
 повторение
ошибок в одном и
том же слове.
Негрубыми
ошибками
считаются
следующие:
 повторение одной и той же буквы в слове;
 дважды записанное одно и то же слово в предложении;
 неправильное написание одного слова (при
наличии в работе нескольких такихслов) на одно и
то же правило;
 перенос слова.
Требования к тексту диктанта:
Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом
на возможность выполнения всеми детьми. Текст содержит
достаточное количество изученных орфограмм (примерно
60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен
иметь слова на неизученные к данному моменту правила или
такие слова заранее выписываются на доске.
Требования к количеству слов в диктанте
Первое полугодие
Второе полугодие
15-20 слов
1 класс
25-35 слов
35-45 слов
2 класс
45 -55 слов
55-65 слов
3 класс
4 класс
65-75 слов
75-80 слов
Грамматические задания
Оценка «5»: все задания выполнены безошибочно, допускается
1 ошибка и исправления.Высокий уровень: 90% -100% от
общего объёма заданий.
Оценка «4»: правильно

выполнено не менее 3/4 заданий.
Уровень выше среднего: 65%89% от общего объёма заданий.
Оценка «3»: правильно
выполнено не менее 1/2
заданий.
Средний уровень: 51% - 64% от общего объёма заданий.
Оценка «2»: с большинство
грамматических заданий не
выполнено.Низкий уровень: менее
50% от общего объёма заданий.
Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный
диктант, изложение, сочинение,рассказ по картинкам,
личному опыту и т.д. на начальном уровне образования все
творческие работы носят обучающий характер, поэтому
отрицательные оценки за них невыставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения
выставляется одна отметка с учётомсодержания, речевого
оформления и грамотности написания слов.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и
сочинений, соответственноувеличиваются на 15-20 слов для
каждого класса, тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
Оценка «5»:
а) по содержанию и речевому оформлению:
 правильное и последовательное воспроизведение
авторского
текста,
логически последовательное
раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок,
богатство словарного запаса, правильность речевого
оформления (допускается 1 речевая неточность).
б) грамотность:
 нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;
 допускается 1 -2 исправления.
Оценка «4»:
а) по содержанию и речевому оформлению:
 правильное и достаточно полное воспроизведение
авторского текста, раскрыта тема,но имеются
незначительные нарушения последовательности

изложения мыслей;
допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или
недочёт в содержании и построении текста.
б) грамотность:
 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2
исправления.
Оценка «3»:
а) по содержанию и речевому оформлению:
 имеются отступления от авторского текста;
 отклонение от темы;
 допущены отдельные нарушения в
последовательности
изложения мыслей,
 бедность словарного запаса;
 имеются речевые неточности;
 3-5 речевых недочетов в
содержании и построении
текста.б) грамотность:
 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок,
1-2 исправления.
Оценка «2»:
а) по содержанию и речевому оформлению:
 работа не соответствует теме;
 имеются значительные отступления от авторского текста;
 много фактических неточностей;
 нарушена последовательность изложения мыслей;
 отсутствует связь между частями работы, отдельными
предложениями;
 словарный запас скудный, однообразный;
 более 6 речевых недочетов и ошибок в
содержании и построении текста.б)
грамотность:
 более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 35 исправлений.


Контрольное списывание
Оценка «5»: нет ошибок и исправлений; работа написана
аккуратно, в соответствии стребованиями каллиграфии письма.
Оценка «4»: 1 ошибка или 1-2 исправления (3-4 кл.);
Оценка «3»: 2-3 ошибки и 1 исправление (3-4 кл.);

в

Оценка «2»: 4 и более ошибок (3-4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически
любая
допущенная
ошибка орфографического и
пунктуационного характера.
За одну ошибку в списывании считаются те же варианты
недочетов, которые даны дляоценивания диктантов.
Тесты
Оценка «5»: выполнено 100 - 90%
от общего объема заданий;
Оценка «4»: выполнено 89 - 75%
от общего объема заданий;
Оценка «3»: выполнено 74-51% от
общего объема заданий;
Оценка «2»: выполнено менее 50%
заданий от объема заданий.
Оценка за исправления не снижается. Учитывается только
последнее написание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
ЯЗЫК (РУССКИЙ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык
(русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты
при
реализации
основных
направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей
Родине — России, в том числе через изучение
родного русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности,
понимание
роли
русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе
через
обсуждение
ситуаций
при
работе
с
художественными произведениями;
уважение
к
своему
и
другим
народам,
формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых
в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с
опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;

проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных
языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной культуре,
восприимчивость
к
разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное
отношение
к
физическому
и
психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и
общества (в том числе благодаря примерам из
художественных
произведений),
ответственное
потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при
обсуждении
примеров
из

художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в
процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные
представления
о
научной
картине
мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык
(русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы
следующие
познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать
различные
языковые
единицы,
устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по
определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации
языковых
единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и
противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения
учебной и практической задачи на основе

предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в
ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с
помощью
учителя
формулировать
цель,
планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения
задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных
критериев);
проводить
по
предложенному плану несложное лингвистическое
мини-исследование, выполнять по предложенному
плану
проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами
на
основе
результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе
анализа
предложенного
языкового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать
источник
получения
информации:
нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно
заданному
алгоритму
находить
представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических

работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании
и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео,
графическую,
звуковую
информацию
в
соответствии с учебной задачей;
понимать
лингвистическую
информацию,
зафиксированную
в
виде
таблиц,
схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у
обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное
отношение
к
собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных
точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки,
фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные
цели (индивидуальные с учётом участия в

коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать
цель
совместной
деятельности,
коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться,
обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять
поручения,
подчиняться,
самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть
работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
выполнять совместные проектные задания с
опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у
обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи
для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных
действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной
учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с
языковым материалом, находить орфографические и
пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и
деятельности
одноклассников,
объективно
оценивать их по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык
(русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению куль- туры,
включение
учащихся
в
культурно-языковое
пространство русского народа, осмысление красоты
и
величия
русского
языка;
приобщение
к
литературному наследию русского наро- да;
обогащение активного и пассивного словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным
языком
во
всей
полноте
его
функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
1 класс

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения, обозначающие предметы
традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия
для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами;
—осознавать важность соблюдения норм
современного русского литературного языка для
культурного человека;
—произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
—осознавать смыслоразличительную роль ударения;
—соотносить собственную и чужую речь с нормами

современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
—различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной и неофициальной речевой ситуации;
—уместно
использовать
коммуникативные
приёмы диалога (начало и завершение диалога и
др.);
—владеть
правилами
корректного
речевого
поведения в ходе диалога;
—использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
—владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: выделять в нём наиболее
существенные факты.
2 класс

К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
—осознавать роль русского родного языка в
постижении культуры своего народа;
—осознавать язык как развивающееся явление,
связанное с историей народа;
—распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения, обозначающие предметы
традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя
утварь,
детские
забавы,
игры,
игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия
для определения лексического значения слова;

—понимать
значение
русских
пословиц
и
поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов,
отражающих
русскую
культуру,
менталитет
русского
народа,
элементы
русского
традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать
уместность
их
употребления
в
современных ситуациях речевого общения;
—произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
—осознавать смыслоразличительную роль ударения
на примере омографов;
—соблюдать
основные
лексические
нормы
современного русского литературного языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
—проводить синонимические замены с учётом
особенностей текста;
—пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова;
—пользоваться
учебными
фразеологическими
словарями, учебными словарями синонимов и
антонимов для уточнения значения слов и
выражений;
—пользоваться орфографическим словарём для
определения нормативного написания слов;
—различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной и неофициальной речевой ситуации;
—владеть
правилами
корректного
речевого
поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
—использовать в речи языковые средства для

свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отличать главные факты
от
второстепенных;
выделять
наиболее
существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами;
—строить устные сообщения различных видов:
развёрнутый
ответ,
ответ-добавление,
комментирование
ответа
или
работы
одноклассника;
—создавать тексты-инструкции с опорой на
предложенный текст;
—создавать тексты-повествования о посещении
музеев, об участии в народных праздниках.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—осознавать национальное своеобразие, богатство,
выразительность русского языка;
—распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношений
между людьми; слова, называющие природные
явления и растения; слова, называющие занятия
людей;
слова,
называющие
музыкальные
инструменты);
—распознавать русские традиционные сказочные
образы,
эпитеты
и
сравнения;
наблюдать
особенности их употребления в произведениях
устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
—использовать словарные статьи учебного пособия
для определения лексического значения слова;

—понимать значение русских пословиц и поговорок,
крылатых выражений, связанных с изученными
темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов,
отражающих
русскую
культуру,
менталитет
русского
народа,
элементы
русского
традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать
уместность
их
употребления
в
современных ситуациях речевого общения;
—соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
—произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
—использовать учебный орфоэпический словарь для
определения нормативного произношения слова,
вариантов произношения;
—выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
проводить синонимические замены с учётом
особенностей текста;
—правильно
употреблять
отдельные
формы
множественного числа имён существительных;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные
грамматические
ошибки,
связанные
с
нарушением
согласования
имени
существительного и имени прилагательного в
числе, роде, падеже;
—пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова;
—пользоваться орфографическим словарём для
определения нормативного написания слов;
—различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной и неофициальной речевой ситуации;

—владеть
правилами
корректного
речевого
поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
—выражать мысли и чувства на родном языке в
соответствии с ситуацией общения;
—владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отличать главные факты
от
второстепенных,
выделять
наиболее
существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
—проводить смысловой анализ фольклорных и
художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т. п.), определять
языковые особенности текстов;
—выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи;
—создавать тексты-повествования об участии в
мастер-классах,
связанных
с
народными
промыслами;
—создавать тексты-рассуждения с использованием
различных способов аргументации;
—оценивать
устные
и
письменные
речевые
высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
—редактировать письменный
текст с целью
исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла.
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
—распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с

особенностями мировосприятия и отношений
между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
—распознавать русские традиционные сказочные
образы, понимать значение эпитетов и сравнений в
произведениях устного народного творчества и
произведениях
детской
художественной
литературы;
—осознавать уместность употребления эпитетов и
сравнений в речи;
—использовать словарные статьи учебного пособия
для определения лексического значения слова;
—понимать значение русских пословиц и поговорок,
крылатых выражений, связанных с изученными
темами; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
—понимать значение фразеологических оборотов,
отражающих
русскую
культуру,
менталитет
русского
народа,
элементы
русского
традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать
уместность
их
употребления
в
современных ситуациях речевого общения;
—соотносить собственную и чужую речь с нормами
современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
—соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
—произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
—проводить синонимические замены с учётом
особенностей текста;
—заменять
синонимическими
конструкциями
отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица

единственного числа настоящего и будущего
времени;
—выявлять и исправлять в устной речи типичные
грамматические ошибки, связанные с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме
прошедшего времени);
—редактировать письменный
текст с целью
исправления грамматических ошибок;
соблюдать
изученные
орфографические
и
пунктуационные нормы при записи собственного
текста (в рамках изученного);
—пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова, для
уточнения нормы формообразования;
—пользоваться орфографическим словарём для
определения нормативного написания слов;
—пользоваться учебным этимологическим словарём
для уточнения происхождения слова;
—различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной и неофициальной речевой ситуации;
—владеть
правилами
корректного
речевого
поведения в ходе диалога;
—использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
—выражать мысли и чувства на родном языке в
соответствии с ситуацией общения;
—строить устные сообщения различных видов:
развёрнутый
ответ,
ответ-добавление,
комментирование
ответа
или
работы
одноклассника, мини-доклад;
—владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
—владеть различными видами чтения (изучающим и
поисковым)
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и

культуре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отличать главные факты
от
второстепенных,
выделять
наиболее
существенные факты, устанавливать логическую
связь между фактами;
—соотносить
части
прочитанного
или
прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста;
—составлять план текста, не разделённого на абзацы;
—приводить объяснения заголовка текста;
—владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
—владеть умениями информационной переработки
прослушанного
или
прочитанного
текста:
пересказывать текст с изменением лица;
—создавать тексты-повествования о посещении
музеев, об участии в народных праздниках, об
участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
—создавать текст как результат собственного миниисследования; оформлять сообщение в письменной
форме и представлять его в устной форме;
—оценивать
устные
и
письменные
речевые
высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного слово- употребления;
—редактировать предлагаемый письменный текст с
целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла;
—редактировать собственные тексты с целью
совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять
первоначальный
и
отредактированный тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
1

№

Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

4
итого

2

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

5
итого

3

17 часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

5
итого

4

16 часов

17 часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

5
итого

17 часов

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»

1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Спрашиваем и отвечаем
Зачем людям имена
Текст

Заглавие текста

Тема
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Секреты речи и текста (7 ч.)
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем
наиболее существенные факты.
уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора
слов, составлять текст.
уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную
тему;
уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

8
Выделяем голосом важные слова
9
Где поставить ударение
10
Слово и его значение
11
Однозначные и многозначные слова

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
определяют однозначность или многозначность слова;
определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам,
контексту

12
Как сочетаются слова
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч.)
13
Как писали в старину - 2 часа
14
Дом в старину: что как называлось
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами
выполняют итоговую работу

15
Во что одевались в старину
16
Итоговый тест

2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6-7

Тема
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Секреты речи и текста (7 ч.)

По одежке встречают.
Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Любишь кататься – люби и саночки
возить.
В решете воду не удержишь.
Самовар кипит – уходить не велит.
Проектное задание: Словарь «Почему это
так называется».

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами
выполняют проектное задание
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

8
9
10
11
12

работают со словарем ударений.
различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают
Помогает ли ударение различать слова?
синонимы, следят за выразительностью речи
правильно расставляют ударение в словах;
подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;
Для чего нужны синонимы?
находят антонимы в пословицах.
находят в тексте фразеологизмы;
объясняют значение фразеологизмов;
Для чего нужны антонимы?
уместно употребляют крылатые слова в речи;
Как появляются фразеологизмы и
объясняют и применяют пословицы в своей речи.
пословицы?
определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;
выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное
значения, определяют основу переноса значения;
конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных
Как можно объяснить значение слова?
учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении
Переносное значение слова.
предложений.
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч.)

13
Типы текстов: описание, повествование.
14
Учимся связывать предложения в тексте.
15
Зачем нужен план?
16
Участвуем в диалогах.
17
Итоговый тест

выбирают из текста словосочетания для описания;
по вопросам составляют описание предмета, существа;
составляют текст по опорным словам и по плану.
находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять
рассказ;
устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.
делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное;
различают картинный план, цитатный план.
участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.
выполняют итоговую работу

3 класс
№ п/п
1
2
3

Тема

Экскурсия по старому городу.
Русский народный костюм
Проектное задание: «Русский
народный костюм»

Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Секреты речи и текста (3 ч.)
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
выполняют проектное задание
Раздел 2. Язык в действии (7 ч.)

4-5
6-7

Как правильно произносить слова.
Изобразительно-выразительные
средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение.

8
Фразеологизмы.
9
Откуда приходят слова?
10
Как растет слово?

11

Темы текстов. Основная мысль
текста. Опорные слова.

работают со словарем ударений.
учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и
письменной речи; работают со словарем синонимов.
находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно
употреблять крылатые слова в речи.
знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения
заимствованных слов.
упражняются в словообразовании; работают с морфемно-словообразовательным словарем
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)
учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в
тексте; на основе опорных слов создавать текст.

12

Сочинение на тему: «Мой
выходной день»

13
1415

знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения
учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле
уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.
выполняют итоговую работу

Типы текста. Рассуждение.
Стили речи: разговорный и
книжный
(художественный и научный).

16
Культура общения.
17
Итоговый тест

4 класс
№ п/п
1
2
3
4

Путешествие в прошлое
Русский богатырь
Чем мерили в старину?
Проектное задание: Пословицы с
устаревшими словами в картинках.

5
Омонимы, омофоны, омоформы,
6
Как правильно произносить слова.

Тема
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Секреты речи и текста (4 ч.)

распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами
создают книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (7 ч.)
знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять.
упражняются в различении многозначного слова от омонима.
работают со словарем ударений.
работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл
фразеологизма; используют в речи.

читают тексты, в которых использованы диалектизмы.
учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами

7
Фразеологизмы.
8
Диалектизмы.
9
Пословицы и поговорки. Афоризмы
10
Сочинение по пословице

Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)
11
Художественный стиль.
12

Композиция текста. Основные элементы
композиции.

13

Композиция. Работа с деформированным
текстом.
Творческая работа. Написать рассказ на
тему: «Что произошло после того, как наша
кошка Мурка научилась разговаривать»

14

15
Газетно-публицистический стиль.
16
Я пишу письмо
17
Итоговый тест

анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля;
пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле.
знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте
упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте;
восстанавливают и записывают текст
продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа;
записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют;
записывают чистовой вариант текста.
знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра
знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать
письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату,
рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату.
выполняют итоговую работу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».