Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ) 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГБОУ СО «Корзуновский детский дом-школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«

Основы религиозных культур и светской этики»
(для 4 класса образовательных организаций)

д. Корзуновка, 2023-2024 год

Рабочая программа по предметной
области
(учебному предмету) «Основы религиозных культур и
светской этики» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования
(Приказ
Минпросвещения России от 31 05 2021 № 286), а также
федеральной рабочей программы воспитания
Программа по предметной области (учебному
предмету)
«Основы религиозных культур и светской этики»
(далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку,
содержание
обучения,
планируемые
результаты
освоения
программы
ОРКСЭ,
тематическое
планирование
Пояснительная записка отражает общие цели и
задачи
изучения
ОРКСЭ,
характеристику
психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре
учебного плана
Планируемые результаты освоения программы
ОРКСЭ
включают
личностные,
метапредметные,
предметные результаты за период обучения. Здесь же
представлен перечень универсальных учебных действий
(УУД)
—
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных,
которые
возможно
формировать
средствами предметной области (учебного предмета)
«Основы религиозных культур и светской этики» с
учётом возрастных особенностей четвероклассников
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в 4 классе начальной школы
В
тематическом
планировании
отражено
программное содержание по всем разделам (темам)
курса; раскрывается характеристика основных видов
деятельности обучающихся при изучении той или иной
темы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа представляет
собой рекомендацию для педагогов, школ (ФЗ «Об
образовании в РФ» ч 7 2 ст 12) и отражает вариант
конкретизации
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО)
по
ОРКСЭ
и
обеспечивает
содержательную
составляющую
ФГОС
НОО
Представленное
в
Программе планирование является примерным, и
последовательность изучения тематики по модулям
ОРКСЭ
может
варьироваться
в
соответствии с
используемыми в школах УМК, учебниками по модулям
ОРКСЭ Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных
модулей по выбору «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
религиозных культур народов
России»1,
«Основы
светской
этики»
В
соответствии с федеральным
законом выбор модуля осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершенно­
летних обучающихся
Выбор установлен в ФЗ «Об
образовании в РФ» (ч 2 ст 87 )
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ
включают результаты по каждому учебному модулю
При
конструировании
планируемых
результатов
учитываются цели обучения, требования, которые
представлены в стандарте, и специфика содержания
каждого учебного модуля Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо
от изучаемого модуля Поскольку предмет изучается
один
год (4 класс), то все результаты обучения
представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является
формирование
у
обучающегося
мотивации
к
осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных тра­
диций многонационального народа России, а также к

диалогу с
представителями
других
культур
и
мировоззрений
Основными задачами ОРКСЭ являются:
—
развитие представлений обучающихся о
значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
—
обобщение знаний, понятий и представлений
о духовной культуре и морали, ранее полученных в
начальной школе, формирование ценностно­смысловой
сферы личности с учётом мировоззренческих и
культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к
общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога Основной методологический
принцип реализации ОРКСЭ — культурологический
подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России, российской
светской
(гражданской)
этике,
основанной
на
конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации
Культурологическая направленность предмета
способствует развитию у обучающихся представлений
о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли светской этики в истории и культуре
нашей
страны.
Коммуникативный
подход
к
преподаванию
предмета
ОРКСЭ
предполагает
организацию
коммуникативной
деятельности
обучающихся,
требующей
от
них
умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения
поставленной цели, находить адекватные вербальные
средства
передачи
информации
и
рефлексии
Деятельностный подход, основывающийся на принци­
пе диалогичности, осуществляется в процессе
активного
взаимодействия
обучающихся,

сотрудничества, обмена информацией, обсуждения
разных точек зрения и т п
Предпосылками усвоения младшими школьниками
содержания
курса
являются
психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной
школе: интерес к социальной жизни, любознательность,
принятие авторитета взрослого Психологи подчёркивают
естественную
открытость
детей этого возраста,
способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на до­
брожелательность, отзывчивость,
доброту
других
людей,
так и на проявление несправедливости,
нанесение обид и оскорблений Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в
социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению Вместе с тем в процессе обучения
необходимо учитывать, что младшие школьники
с
трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание
должно
быть
уделено
эмоциональной
стороне
восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением
или
нарушением
нравственных,
этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведе­
ния
В
рамках
реализации
ОРКСЭ
в
части
преподавания
учебных
модулей
по
основам
религиозных
культур
не
предусматривается
подготовка обучающихся к участию в богослуже­
ниях, обучение религиозной практике в религиозной
общине (Письмо Минобрнауки России от 22 08 2012
№08­250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»)
Тематическое планирование включает название
раздела (темы) с указание количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
модуля, характеристику основных видов деятельности
учащихся, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно­методическими материалами в

электронном
(цифровом)
виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ
изучается в 4 клас се, один час в неделю (34 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
(УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА) «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина Этика и её значение в
жизни человека Праздники как одна из форм
исторической памяти Образцы нравственности в
культуре Отечества, в культурах разных народов России
Государство и мораль гражданина, основной закон
(Контитуция) в государстве как источник российской
светской
(гражданской)
этики
Трудовая
мораль
Нравственные традиции
предпринимательства
Что
значит быть нравственным в наше время Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали Нормы морали
Семейные ценности и этика семейных отношений
Этикет Образование как нравственная норма Методы
нравственного самосовершенствования
Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России.
Система оценивания ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из особенностей курса ОРКСЭ то, что курс
безоценочный.
Как оценить уровень знаний, обучающихся?
Как оценить полученные навыки коммуникации,
критического мышления и т.д.?
Как оценить воспитательные результаты курса или
измерить
уровень
гражданской
ответственности
и
самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы
оценки,

учителю доступны другие методы оценки уровня
успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а
также успешности воспитательной деятельности в классе и
наличие зачатков ценностного мышления.
На уроках часто использую ситуацию успеха, устную
похвалу даже за малейший ответ, раздаются стимулирующие
значки (солнышки, сердечки).
В качестве оценивания проводится педагогическое
наблюдение.
Наблюдая за учеником в естественной обстановке - на
уроке – видно проявление его познавательных способностей в
процессе овладения учебным содержанием.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится
по определенной схеме.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего
учебного года, а не от случая к случаю
Этот метод помогает наблюдать основные проявления
личностных особенностей ученика, его индивидуальную
познавательную активность, самостоятельность, произвольность
и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной
работы.
Такое наблюдение дает возможность проследить
динамику развития ученика, выявлять сильные и слабые стороны
и в то же время позволяет оценивать его не только по
показателям учебной деятельности, но и по личностным
проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных
задач в рамках курса ОРКСЭ.
Оценивание
по
предмету
происходит
и
через самооценку обучающегося.
В данном случае, используются листы самооценки
учащихся. Примеров таких листов достаточно много, однако
базовые критерии достаточно просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в
форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать
учителю.
Еще
один
возможный
вариант
самооценки
использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было
оценить не только письменную работу, но и устную или оценить

свою работу сразу после выполнения и показать свой результат
учителю, школьники показывают карточки определённого цвета
(или делают пометки цветом на полях рабочей тетради),
например:
желтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и
доволен собой;
зеленый цвет - допущены неточности;
красный цвет - надо постараться, и успех придет.
Хорошим
показателем
достижений
ученика
является портфолио его творческих работ, которое становится
основой оценки образовательных достижений.
Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы
на вопросы, планы путешествий т. д.), ученик может оформлять
таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну
папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку
своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами
самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет
хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.
Возможный вариант самооценки: перед выполнением
самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися
критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети
сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале
оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для
каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом
с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.
Завершающим
этапом
изучения
курса
является составление и защита проекта.
Намечаем этапы работы:
1. Выбор и обсуждение темы и цели проекта
2. Сбор информации:
4. Защита проекта.
Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашение зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке)
Работая над проектом, дети учатся искать материал на
заданную тему, узнают много интересного, учатся кратко
излагать свои мысли устно и письменно, осваивают навыки
исследовательской деятельности, работают в группе, учатся
бережно относиться к творчеству друг друга.

Работа над проектом, а затем и его защита, показали то,
что детям интересно участвовать в проектах.
Ежегодно
обучающиеся
будут участвать
в
общероссийской олимпиаде школьников по этому предмету. Все
получают сертификаты участника и дипломы. Призёры
школьного тура будут
участвать
в олимпиаде на
муниципальном уровне.
Это
является
хорошим
показателем
развития
обучающихся.
Таким образом, в организации системы оценивания
учебных достижений младших школьников, оценка успеваемости
по результатам освоения курса не предусматриваются.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика,
личностные качества школьников, своеобразие их психических
процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
Оцениванию
подлежат
индивидуальные
учебные
достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений
ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг
ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти
ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление
инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос,
поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить
детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с
образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому
вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся,
Безотметочная система оценивания устанавливается в
течение всего учебного года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙЭТИКИ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
—понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
—формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную
принадлежность;
—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность
человеческой жизни;
—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
—осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой
религии;
—строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно
разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к ате­
изму;
—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к
духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту,
справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
—понимать необходимость обогащать свои знания о духовно­ нравственной культуре, стремиться анализировать своё
поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных
средств их достижения;
—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное
использование речевых средств и средств информационно­ коммуникационных технологий для решения различных

коммуникативных и познавательных задач;
—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для
выполнения учебных заданий;
—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель
и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
—ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет,
справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
—использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение,
сравнение, вычисление);
—применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
—признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить
убедительные доказательства;
—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Работа с информацией:
—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой
религии и/или к гражданской этике;
—использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей
(текстовую, графическую, видео);
—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в
разных
информационных
источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её
объективность и правильность

Коммуникативные УУД:
—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений
фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение;
проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
—создавать
небольшие
тексты­описания,
тексты­рассуждения
для
воссоздания,
анализа
и
оценки
нравственно­этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике
Регулятивные УУД:
—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в
конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предви­
деть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы
современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему
миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
—выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы
поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других
религиях и правилах светской этики и этикета
Совместная деятельность:
—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои
пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно
разрешать возникающие конфликты;
—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с
иллюстративным материалом и видеопрезентацией
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать
сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения

человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных
усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей,
духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нрав­
ственного совершенствования;
—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть,
ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа,
общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций
российской светской (гражданской) этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской
(гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти
предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести,
достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках
(государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и
традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных
духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения
и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение;
выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, со
граждан;
—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России;
выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
—рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных

достопримечательностях своего региона;
—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности,
российской гражданственности и патриотизма в истории России;
—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия
народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской
(гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в
обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской
светской (гражданской) этике

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1.1.

Россия — наша Родина.
Этика — наука о нравственной жизни человека

2

Вести учебный, социокультурный диалог.;Определять понятия добра и зла.;
Сопоставлять проявления добра и зла.;

infourok.ru http://orkce.apkpro.ru

1.2.

Этика общения: золотое правило этики

1

Определять основные характеристики общения.;
Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности».;

http://sokrnarmira.ru

1.3.

Добро и зло как нравственные категории

1

Осознавать с позиции нравственности свои поступки.; Характеризовать примеры добрых правил.;
Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.4.

Дружелюбие. Уважение

1

Определять особенности индивидуального проявления окружающих.;Находить нужные слова при
общении с другими.;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.5.

Этика и этикет. Премудрости этикета

1

Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета.;
С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить сними своё поведение.;
Обосновывать свою точку зрения;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.6.

Критерии этикета: разумность, красота и гигиена

1

Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета.; Накапливать знания по правилам этикета,
уметь аргументировать ихзначение и смысл;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.7.

Правила поведения в школе и дома

1

Знать основные правила этикета.;
Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их
перечень.;
Осознанно комментировать текст учебника;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.8.

Речь и этикет

1

Использовать ключевые понятия урока в собственной устной иписьменной речи.;
Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства;

http://orkce.apkpro.ru

1.9.

Этика человеческих отношений

1

Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для
объяснения данного понятия.; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».;
Соотносить понятия «душа», «духовность»;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.10.

Природа — и человек

1

Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других
людей.;
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументироватьсвои высказывания;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.11.

Родина, Отчизна, патриотизм

1

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина».; Осознанно определять, что значит быть
патриотом.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru

Коли
честв
о
часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.12.

Человек среди людей

1

Понимать значение понятия «человечность».;
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми нанравственный рост человека.;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.13.

Этика отношений в коллективе. Что такое
коллектив

1

Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность».; Приводить примеры взаимодействия
коллектива и личности изсобственного опыта и материала других предметов;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.14.

Коллектив начинается с меня

1

Уметь вырабатывать правила для себя и для других.; Аргументированно объяснять, что значит быть
единомышленником вколлективе;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.15.

Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в
коллективе

1

Осознавать значение семьи для человека, общества и государства.; Стремиться корректировать своё
поведение в процессе преодоления обид;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.16.

Творческие работы

2

Уметь планировать свою деятельность.; Раскрывать содержание изучаемых понятий.;
Понимать необходимость осознанного отношения к собственнымпоступкам.;
Аргументировать свою точку зрения;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.17.

Нравственные истины.
Общечеловеческиеценности

1

Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей.;Аргументировать свою точку
зрения;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.18.

Ценность жизни

1

Аргументировать свою точку зрения.;
Использовать ключевые понятия урока в собственной устной иписьменной речи;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.19.

Человек рождён для добра

1

Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.;Понимать необходимость осознанного
отношения к собственным поступкам.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.20.

Милосердие
—закон
жизни

1

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание»,
«сострадание» и «милосердие».;
Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регуляторачеловеческого поведения.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.21.

Нравственность, справедливость, правда,
тактичность — жизнь во благо себе и другим

1

Доброжелательно взаимодействовать с людьми любойнациональности.;
Осознанно следовать правилам тактичного поведения.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.22.

Душа обязана трудиться. Нравственные
установки и нормы

1

Устанавливать связь между намерением и поступком.; Осознанно раскрывать суть понятия
«нравственная установка».; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные
усилия».;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.23.

Победить в себе дракона. Нравственность на
основе разумности

1

Осознавать необходимость соблюдения норм этикета.; Совершенствовать умения в
области коммуникации.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.24.

Понять и простить: гуманизм как этический
принцип

1

Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.; Контролировать свои поступки и
высказывания.;

infourok.ru http://sokrnarmira.ru

1.25.

Этика поступков —
нравственный выбор

1

Совершенствовать умения в области общения.;
Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этикипоступков.;
Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.26.

Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить
дружно и легко

1

Комментировать основное содержание урока и его важнейшиепонятия.;
Отвечать на учебные вопросы.;
Систематизировать и обобщать полученные знания.; Делать выводы.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.27.

Лестница саморазвития

1

Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии.; Соотносить морально-нравственные
проблемы с анализом личногоопыта поведения.;

http://orkce.apkpro.ruhttp://sokrnarmira.ru

1.28.

Терпение и труд — все перетрут

1

Соотносить свои представления с опытом поведения других людей.;Анализировать своё поведение и
высказывания.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.29.

Слова с приставкой «со»

1

Рассуждать на морально-этические темы.;
Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru

1.30.

Судьба и Родина едины: с чего начинается
Родина

1

Соотносить понятия «Родина», «Отечество».;
Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.31.

Патриот и гражданин

1

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм»,
«гражданин», «гражданственность».; Выделять главное в тексте учебника.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

1.32.

Заключительное слово

1

Обобщать знания, полученные при изучении курса.; Применять на практике полученные
знания.;

http://orkce.apkpro.ruinfourok.ru
http://sokrnarmira.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».